Ольга (omia) wrote,
Ольга
omia

Category:

Ах, Эрмитаж, ах, Эрмитаж!

Директор Государственного Эрмитажа д-р Михаил Борисович Пиотровский был в Израиле уже много раз. Но причина его приезда в нашу страну  в нынешнем мае - особенная.


Дело в том, что несколько дней назад было  объявлено о создании в Израиле Общества и Фонда друзей Эрмитажа - некоммерческой организации, которая представляет в нашей стране этот один из величайших музеев мира.


IMG_9493lj
Михаил Пиотровский и Сюзан Ландау

Созданию фонда предшествовали годы переговоров, и вот, наконец,  на пресс-конференции, состоявшейся 28 мая в Тель-Авивском музее искусств в присутствии господина Пиотровского и генерального директора и главного куратора Тель-Авивского музея искусств Сюзан Ландау ,  была представлена программа работы фонда на ближайшее время и рассказано о предстоящих мероприятиях в рамках сотрудничества двух музеев - отмечающего в этом году 250-летие Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Тель-Авивского художественного музея, чья история берет начало в 1932 году с личной коллекции мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа.
В пресс-конференции также приняли участие Амир Кабири - президент фонда Эрмитажа в Израиле и д-р Марк Шепс, бывший директор Тель-Авивского музея искусств - председатель общества Друзей Эрмитажа в Израиле.

IMG_9525lj
Амир Кабири - президент фонда Эрмитажа в Израиле и Ник Ильин - председатель консультативного совета Фонда.

IMG_9528lj
Д-р Марк Шепс, председатель общества Друзей Эрмитажа в Израиле

"Многие израильские музеи поддерживаются зарубежными обществами друзей, – сказал Михаил Пиотровский, но очень редко зарубежные музеи обретают общество друзей в Израиле".


IMG_9500lj

Сюзан Ландау подчеркнула, что связи с Эрмитажем помогут Тель-Авивскому музею установить сотрудничество и с другими крупнейшими музеями мира. Напомним, что летом прошлого – 2013 года – в Эрмитаже проходила выставка "Белый город. Архитектура "Баухауза" в Тель-Авиве", организованная Государственным Эрмитажем совместно с муниципалитетом Тель-Авива – Яффо. Планы творческого сотрудничества между двумя музеями – столь элитарным и казалось бы удаленным от центра мировой арены Тель-Авивским - это вотум доверия и оценка профессионализма, признание высокого уровня израильских музеев и работы их директоров и кураторов.


IMG_9505lj
Марк Шепс, председатель Общества друзей Эрмитажа в Израиле, сказал что на его взгляд "обмен – наиболее важный инструмент в международной работе музеев, становящийся интересным для публики в обеих странах".


На пресс-конференции было объявлено, что одна из жемчужин собрания Тель-Авивского музея – коллекция работ родившегося на Украине американского художника и скульптора Александра Архипенко – все 34 картины и скульптуры – будет в течение 2 месяцев летом 2015 года демонстрироваться в Эрмитаже. До этого, в декабре 2014 года, в Эрмитаже откроется выставка работ дадаизма и сюрреализма из собрания Музея Израиля в Иерусалиме. Также планируется показ в Израиле выставки "Утопия-Реальность" – работы Эль (Лазаря) Лисицкого и Ильи Кабакова.

Коллекция работ Архипенко из Тель-Авивского музея в ее полном объеме выставлялась за рубежом всего один раз – в 1987 году в Национальной галерее в Вашингтоне. Выставка в Эрмитаже будет дополнена 4 рисунками Архипенко, хранящимся в коллекции "Трофейного искусства", попавшего в Эрмитаж после Второй Мировой войны. Михаил Пиотровский подчеркнул, что репрезентативная выставка работ Архипенко в Эрмитаже будет представлять не только саму коллекцию, но в первую очередь Тель-Авивский музей, его истории и истории коллекции, о чем уже готовятся статьи для будущего каталога.

Уникальная, собранная в одном месте,  коллекция раннего творчества (1908 – 1923 г.гг.) Александра Архипенко в Тель-Авивском музее насчитывает 34 работы. В 1929 году эти работы были приобретены у Архипенко в Швейцарии немецким коллекционером Эрихом Грёйцем, позже – в1933-м году - переправившим всю свою коллекцию произведений искусств в Тель-Авив Карлу Шварцу – первому директору Тель-Авивского музея искусств, бывшего до прихода нацистов к власти в Германии директором Еврейского музея в Берлине. В нацистской Германии  искусство Архипенко было запрещено как расово неполноценное из-за славянского происхождения художника. Многие его произведения исчезли во время войны и представлены лишь своими фотографиями.

Коллекция Грёйца вначале была передана в музей на хранение и лишь после Второй Мировой Войны, в 1955-м году, семья Грёйца передала в дар музею работы Архипенко, забрав другую часть коллекции. Работы Архипенко они просто не сочли достаточно интересными. Новая волна интереса к авангардному искусству, пионером которого был Александр Архипенко, возник только в 1950-е годы. На протяжении многих лет   музей получал в дар произведений Архипенко и от  других коллекционеров. Интересно, что самому Архипенко о коллекции его работ в Тель-Авиве стал известно только в 1947-м году.
     Если вы не знакомы с творчеством Александра Архипенко, очень советую вам заглянуть вот на этот сайт.

Об Архипенко говорили: "Он заставил звучать пустоту и наполнил ее энергией, он Пикассо в скульптуре, который доказал, что дырка от бублика столь же значима, как и сам бублик".
Французский поэт-авангардист Блез Сандрар, сравнивал  его с первооткрывателем Колумбом и посвятил своему другу верлибр:


Скульптура Архипенко
Первое яйцеподобное яйцо
Оно держится в упругом равновесии
Словно неподвижная юла
На острие
Скорости
Оно выходит
Их красочных волн
Из цветных зон
И вращается в глубинах Голое
Новейшее
И тотальное

Был показан небольшой фильм об Эрмитаже, а затем продемонстрирована презентация, представляющая залы и экспонаты музея, а также планы будущих строений "Большог Эрмитажа" и филиалы музея в других городах и странах.

IMG_9507lj


IMG_9508lj

Также на пресс-конференции было объявлено, что Эрмитаж представит для выставки в Тель-Авивском музее работы Анри Матисса – около 30 картин и рисунков, посвященных музе художника - Лидии Делекторской.
В конце ноября 2014 года пройдет вечер-гала Фонда Эрмитажа в Тель-Авивском музее искусств.


IMG_9501lj
Михаил Пиотровский упомянул, что Фонд общества друзей Эрмитажа в Израиле примет участие в 10-й Европейской биенналле современного искусства " Manifesta ", которое будет проводиться с июня по сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге, ее главной площадкой выбран Государственный Эрмитаж. "Кажущий миф о непоколебимой академичности Эрмитажа – не более, чем миф". Manifesta - одна из самых крупных и значимых в Европе выставок современного искусства, наряду с Documenta и Венецианской биеннале. Для участия в биеннале и для взаимного сотрудничества в Санкт-Петthбург приглашены кураторы и реставраторы из Израиля в рамках программы межмузейного обмена. По словам Пиотровского, израильские реставраторы – выходцы из бывшего СССР – приобрели в Израиле новый интересный опыт работы, которым интересуются в Эрмитаже.


IMG_9503lj
Речь шла и о роли музеев в современном мире – о том, что музеи давно перестали быть застывшими коллекциями и превратись в динамичные, исследовательские и просветительские организации, открытые широкой публике. "В музеях существует священная территория - свое пространство со своими законами, – сказал Михаил Пиотровский. - Задача музеев сегодня, объяснить, что в наши дни мир очень и очень сложен, но найти общий язык можно. Не просто так в крупнейших музеях мира проходят выставки современного искусства – достаточного радикального явления. Мир постепенно приходит к ощущению некого единого решения". В Амстердаме, Лондоне, Лас-Вегасе, Флоренции и в других городах мира существует сеть обществ друзей Эрмитажа, так же как и во многих городах России. По словами Михаила Пиотровского "Эрмитаж – это не просто музей, а презентация российской культурной истории, истории имперской культуры. Мы считаем, что Эрмитаж – это не объект культурного наследия, а объект культуры. Он приобщает людей к культуре через культурное наследие. Работаем мы по давно разработанной программе, которая называется "Большой Эрмитаж".
В этом году Эрмитаж отмечает 250-летие. Выставка Manifesta – лишь часть юбилейных мероприятий. Как сообщал Пиотровской, к юбилею музей планирует значительно расширить свои выставочные площади и открыть для публики новые хранилища.
Мероприятия, связанные с юбилеем Эрмитажа, включая строительство второй очереди фондохранилища и реставрацию зданий, издание каталогов и обновление сайта. Кроме того, после реставрации будет открыто восточное крыло Главного штаба с новой экспозицией и Малый Эрмитаж.

Пиотровский ответил на вопросы журналистов и блогеров.

IMG_9509lj

Отвечая на вопрос о том, почему в Эрмитаж нет бесплатного входа для представителей прессы, Пиотровский ответил, что свободный вход предоставляется только журналистам, которые находятся при исполнении служебных обязанностей, то есть непосредственно пишут статью или готовять репортаж о музее.

На вопрос о  том, как он относится к компьютеризации и оцифровке объектов искусства и об участии Эрмитажа в проекте "Google Arts", Михаил Борисович рассказал, что в музее проводится огромная работа по созданию электронных каталогов и развитию интернет сайта, что участие в уважаемом проекте "Google Arts", в котором представлены в высочайшей резолюции 22 эрмитажных бъекта - это лишь малая часть усилий, котрые дирекция музея предпринимает по освоению виртуального пространства.

С лица Пиотровского не сходила улыбка, во время его подробного ответа на вопрос о знаменитых эрмитажных котах. Он рассказал, что эрмитажным котам посвящаются особые мероприятия в музее, устраиваются конкурсы детских рисунков, о них снимаются фильмы, а также, что в скором времени собираются выставить знаменитые портреты котов царя Алексея Михайловича.

Пиотровский также ответил на вопросы о правилах передачи музейных коллекций, о планах переселения советских евреев в 1953 году, и даже о подлинности Ветхого Завета.

Со смехом был встречен им вопрос о том, не собираются ли его дети продолжить профессиональную династию (как известно, отец Михаила Борисовича - Борис Борисович Пиотровский - был легендарным директором Эрмитажа более 25 лет). Михаил Борисович ответил: " Нет уж, хватит! Моя дочь - банкир, сын - компьютерщик.  На этом поставим точку. :) И так явление преемственности в деле музейного руководства - случай уникальный."

После пресс-конференции мне удалось немного поговорить с Михаилом Борисовичем. Мы вспомнили близкую подругу моей свекрови - замечательную Евгению Семёновну Щукину, ведущего специалиста Эрмитажа в изучении медалей и медальерного искусства. Пиотровский очень ценил и уважал Евгению Семёновну, которая, увы, уже почти два года как ушла из жизни...


А ещё мне очень  интересно было узнать, знаком ли директор Эрмитажа с культовым произведением сетевой словесности "Записки Метража". Когда на мой вопрос был дан отрицательный ответ, я не удержалась и процитировала пару баек. Пиотровский расхохотался и попросил прислать ему весь текст. Так что, дорогая Танечка tarnegolet, готовься, скоро тебе какой-нибудь орден наверняка дадут! :)))


Ну и, конечно же, фотография на память. Там было очень много камер, и было совершенно непонятно, куда смотреть. На этом снимке мы с М.Б явственно смотрим в разные объективы. :)

IMG_9516elj

В тексте цитируется пресс-релиз, подготовленный Машей Хинич.

Tags: Встречи, Музеи
Subscribe

  • Для вас, литературоведы!

    Сегодня kandipopa специальным постом отметила 55-летие одного прекрасного стихотворения Бориса Пастернака. Вот оно: БОРИС…

  • Вечерняя музыка.

    ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана, а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,- как в…

  • Это - интересно!

    ладимире Лифшице в связи с его стихотворением "Датская легенда". Упоминала и о том, что его сын - тоже известный и тоже замечательный поэт,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Для вас, литературоведы!

    Сегодня kandipopa специальным постом отметила 55-летие одного прекрасного стихотворения Бориса Пастернака. Вот оно: БОРИС…

  • Вечерняя музыка.

    ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана, а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу,- как в…

  • Это - интересно!

    ладимире Лифшице в связи с его стихотворением "Датская легенда". Упоминала и о том, что его сын - тоже известный и тоже замечательный поэт,…