Ольга (omia) wrote,
Ольга
omia

Category:

Станислав Пожлаков

Пост ogn_slon о тусклых коричневых карликах  совершенно неожиданным образом напомнил мне о давнем желании написать о композиторе Станиславе Пожлакове.






 

И вот я на весь вечер погрузилась в море добрых, удивительно красивых и каких-то очень тёплых мелодий, написанных этим талантливым, невероятно обаятельным человеком.



Моё детство и школьные годы прошли под аккомпанемент этих песен. А  их автор был так хорош, так проникновенно-искренен...

Станислав Пожлаков родился 4 января 1937 года в Московской области, в городе Мытищи. В детстве переехал в Ленинград.

Учился Слава в школе №107, находящейся и поныне на Выборгской стороне (кстати там в разное время учились и другие "знаменитости"— академик Орбели, писатели братья Стругацкие, путешественник и ученый Юрий Сенкевич, который учился с Пожлаковым в одном классе, и в доме которого Станислав впервые начал учиться играть на фортепиано).
Станислав очень рано увлёкся музыкой, учился в музыкальной школе, играл на рояле, баяне и саксофоне, создал с друзьями оркестр, с которым выступал в своей школе, в техникумах, в клубах.
После школы Пожлаков почему-то поступил в институт инженеров железнодорожного транспорта, но очень быстро оттуда ушёл.
С 1958-го по 1965-й годы он работал руководителем оркестров Ленэстрады. И в 1960-е годы получили известность его первые композиторские работы - песни "Первые шаги" (Топ, топ, топает малыш), "Человек из дома вышел", "Невский туман", "Отзовись", "Разговор с ветром", "Причал".
В 70-е годы Пожлаков начал писать для эстрадных ансамблей. Его песни звучали в исполнении ансамбля "Дружба" под управлением А.Броневицкого ("Зачем снятся сны" - 1976, "Крымские зори", "Пора любви", 1977), "Лиры" ("Белый снег" 1979), ВИА Эдиты Пьехи под управлением Г.Клеймица ("Горько", "Любовь" - 1980). "Песню о нежности", написанную Пожлаковым в 1973 году, исполнила Людмила Сенчина. И в это же время Пожлаков попробовал свои силы в жанре оперетты – он написал произведение «Гори, гори, моя звезда», музыкально-театральные фантазии «Сирано де Бержерак» и «Зойкина квартира» по Булгакову, детские мюзиклы. Композитор много работал в кинематографе. Им была написана музыка к 20 фильмам, в том числе «Шаг навстречу» в 1975 году, «Пятерка за лето» в 1974 году, «Кортик» в 1973 году и «Боба и слон» в 1972 году.

То, что у Пожлакова не было высшего музыкального образования, было серьезным тормозом в "формальном признании". Композитор, на счету которого было уже много известных и популярных песен, не был членом Союза композиторов. Пожлаков писал песни в епривычном современном стиле, к чему в то время относились строго. К счастью на его пути появился человек, который тепло относился к молодым композиторам. Это был известный всей стране Василий Павлович Соловьев-Седой. Как рассказывал внук Соловьева- Седого, мэтр со вниманием отнесся к молодому композитору. Благодаря его участию, Станислав Пожлаков был принят в Союз композиторов.

Яркие, запоминающиеся и очень "хитовые" песни Пожлакова исполняли практически все ведущие этрадные певцы: Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Аида Ведищева, Галина Ненашева, Мария Пахоменко, Тамара Миансарова, Лариса Мондрус и другие. Но самым искренним и проникновенным было исполнение самого автора, который часто пел свои песни, даже не пел, а как будто разговаривал со слушателями. Он был очень открытым, общительным, удивительно обаятельным и веселым.













Рассказывает дочь композитора Станислава Пожлакова Юлия:
Он посвятил мне песню «Топ-топ...»

Отцу долго везло. Он - четвертый ребенок в семье и единственный из детей, кому удалось пережить блокаду. Когда родители поженились, первое время жили в коммуналке на Невском. Там родилась я. Жили бедно. Папа писал песни, относил их на радио. И вот однажды, после того как в эфир запустили его песню «Мы - ребята семидесятой широты», он проснулся знаменитым.
Мама рассказывала про первый гонорар. Оставалось три часа до Нового года. В доме закончились деньги, и мама уговаривала отца занять у кого-нибудь хотя бы на бутылку шампанского. В дверь позвонили. На пороге стоял почтальон: «Вы Станислав Иванович Пожлаков? Распишитесь за гонорар». Папа взглянул на сумму и отшатнулся: «Наверное, вы ошиблись». Это была баснословная сумма! Все равно что сейчас получить 25 тысяч долларов! В тот Новый год гуляли всей коммунальной квартирой.
А потом понеслось. Огромные гонорары, море поклонниц... В 34 года его без консерваторского образования принимают в Союз композиторов. Каждая его новая песня мгновенно становится хитом, их мечтают исполнять самые известные певцы. У нас появились шикарная квартира. Папа умудрялся даже в лотерейные билеты выигрывать холодильники!
Но отец не выдержал славы. Да и мама устала от такого внимания к его персоне. Когда мне было 14 лет, она развелась с отцом. Но самые лучшие свои песни он написал, когда они жили вместе: «Нет тебя прекрасней», «Носики-курносики». Она дарила ему вдохновение.
А песню «Топ, топ, топает малыш» папа посвятил мне. Весь этот блеск закончился в конце 80-х, когда страна стала перестраиваться. Папа как был человеком советской эпохи, так и остался им. Его перестали приглашать, он замкнулся. Стал пить. Но по-прежнему писал музыку.


Единственная песня, которую я даю здесь не в авторском исполнении. :)


Из интервью второй жены Станислава Пожлакова, певицы Нины Молтянской в газете «Смена» от 28.09.03.

«Я тогда училась в училище при Консерватории имени Римского-Корсакова на оперетте и пришла на концерт Станислава в «Театр эстрады». Села в третий ряд. Рядом со мной оказался Юрка Апрельков — Славин друг. В антракте он подошел к Славе и говорит: «Рядом со мной такая девушка сидит! Срочно знакомься». И Станислав подошел. Он тогда разошелся с первой женой. 20 августа 1977 года мы сыграли свадьбу».
- Мы жили только музыкой, совсем не занимались бытом, у нас дома сгорело пять чайников. Но мы на это внимания не обращали. Период с 1977 по 1989 год был звездным часом Славы. Он работал с поэтами Горбовским, Баркаевым. Люди на концертах стояли между рядами. Его очень любили. Но издавать не издавали. Надо было как-то проталкивать собственные произведения, а мы этим не занимались. В Союз композиторов он не ходил. Слава был свободной личностью: ему хотелось писать — он писал, хотелось ругаться — ругался. Осталась масса кассет, дисков, которые нигде не крутят, которые даже никто не слышал. Я сделаю все, чтобы издать его музыку, хотя четыре года назад мы расстались. Общих детей у нас не было. Слава мне всегда говорил: «Наши дети — это наши песни.


Вместе со второй женой Ниной Молтянской





Ещё одна песня, которую я хочу дать вам послушать, написана не Пожлаковым, а его коллегой Александром Колкером на стихи Кима Рыжова для фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика". Это песня "Туман", и все мы знаем её именно в исполнении  Станислава Пожлакова (он и пел в фильме).



И на десерт!
Специально для ogn_slon, зацепивщего меня своим постом о пожлаковской даче и тем самым косвенно виновного в создании этого поста, вот эта чудесная песенка Станислава Пожлакова на стихи Глеба Горбовского.


Станислав Пожлаков - один из самых ярких композиторов-мелодистов, его популярность в 1960-е и 1970-е годы можно назвать фантастической. Казалось, обласканный вниманием поклонников его творчества, он должен был «купаться в лучах славы». При этом, все, кто его знал, говорят о необычайной скромности Станислава Ивановича. Пожлаков гордился лишь тем, что свободен и независим.
В последние годы, основательно забытый, он вел замкнутый образ жизни, избегая встреч даже с исполнителями своих песен. Если и появлялся на сцене, то в сборных и ностальгических юбилейных концертах.
Иногда он бывал в Музее истории джаза Ленинграда — Санкт-Петербурга, который был задуман и открыт 7 октября 1997 г., благодаря легендарному Давиду Голощекину. Был в этом музее и портрет Пожлакова, напоминавший ему о днях его молодости.

31 октября 1997 года в Мюзик-холле состоялся гала-концерт из серии «Созидатели Санкт-Петербурга». Это был своеобразный творческий вечер композитора Станислава Пожлакова, художественного руководителя первого в  городе джазового оркестра. В гости к маэстро пришли Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, солисты ансамбля «Дружба», его многочисленные друзья и поклонники.

В последние годы жизни Пожлаков тяжело болел, практически не мог самостоятельно передвигаться, и сильно нуждался. При этом продолжал работать над новыми песнями, преимущественно на свои стихи.
В сентябре 2003 г. группа мастеров искусств обратилась к тогдашнему кандидату в губернаторы Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой оказать композитору материальную помощь и содействие в лечении. В просьбе было отказано без объяснения причин.
25 сентября Станислава Пожлакова не стало (и в этот же день ушёл из жизни его школьный друг Юрий Сенкевич!).
26 сентября 2003 года тело Станислава Ивановича было найдено соседями, зашедшими в его квартиру, дверь в которую была открыта. Смерть Станислава Ивановича, как позже было установлено, имела насильственный характер, но убийца так и не был установлен.

Похоронен Станислав Пожлаков на Сестрорецком кладбище.

На сайте www.pozlakov.narod.ru/ можно посмотреть три фильма концерта, в которых песни Пожлакова исполняет сам автор и другие певцы. Кстати, там очень много съёмок на улицах Ленинграда - ностальгическая хроника 70-х. :) И ещё на этом сайте есть список всех песен композитора, которые прямо там можно и послушать.


По материалам сайтов:
http://1001material.ru/4384.html
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=249
http://www.kp.ru/daily/23131/23807/
http://www.pozlakov.narod.ru/
http://popsa.info/bio/364/364b.html


Tags: Ленинград, Песни, Станислав Пожлаков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments