Ольга (omia) wrote,
Ольга
omia

Categories:

Художник нам изобразил... Картинка с выставки.

Ровно неделю назад, в минувший четверг я оказалась в замечательном месте в замечательной компании. Маша Хинич karga_golanпригласила русскоязычных журналистов и блоггеров на тройную выставку в Хайфу.  "Страсти по Парижу" - еврейские художники "Парижской школы" в музее Мане Кац и "Double Vision" - японское искусство в музее Тикотин и Художественном музее. Я получила большое удовольствие от безупречной организации мероприятия (Маша - шапо!), от встречи со старыми приятелями, от развиртуализации с моими замечательными ЖЖ-френдами и от новых приятных знакомств. :)

collazh2



Обстоятельства сложились так, что оперативный отчёт по горячим следам я написать не смогла, так как была "вне зоны доступа". Тем временем Галина malamant (с чьей лёгкой руки я попала в группу приглашённых, и за что ей огромное отдельное спасибо), Марина olmas, Ирина irenase  и некоторые другие участники написали так и столько, что мне трудно что-либо добавить. :)
Поэтому предлагаю вам посмотреть их репортажи о выставке парижских художников. О японских поговрим позже. :)

Хайфа. Мечта о Париже.
День в музеях. Город желаний
"Мечта о Париже". Хайфа. Музей Мане Кац. 23.08.12

И, тем не менее, я всё же хочу написать. Но пойти, скажем так, не вширь, а вглубь. :)
И начну с музея Мане Каца.


В истории искусства двадцатого столетия есть понятие «парижская школа» - "Ecole de Paris", относящееся не к французам, а к художникам из разных стран, работавшим в Париже в годы после первой мировой войны. Именно эти художники, да к тому же еврейского происхождения и являются авторами картин, собранных на выставке в музее Мане Каца, что в Хайфе.
Гуляя по выставочным залам, я несколько раз возвращалась к одной и той же картине,  она как-то особенно привлекала.  И действительно, трудно было пройти мимо этих широко расставленных огромных "оленьих" глаз, сначала кажущихся совершенно кукольными, но позже каким-то странным образом превращающихся в живые, холодно смотрящие на вас из-под полуопущенных век. Это лицо необъяснимо притягивало. Я проверила потом, у меня оказалось около десяти снимков именно этой картины - больше, чем каких-либо других. И как позже выяснилось, я была такая не одна. :)
postIMG_9994
"Портрет молодой женщины." Так неопределённо и безлико называется эта картина Моизеса (Моисея) Кислинга.
И даты точной нет. Написано - "
Первая половина 20-го века". 

Признаюсь, я впервые слышала об этом художнике и мне захотелось узнать о нём и его жизни. Результатами своих изысканий я с удовольствием делюсь с вами.


1
 Портрет Моиса Кислинга работы  Романа Крамштыка                         Портрет Моиса Кислинг работы Амадео Модильяни.



Моисей Кислинг родился 22 января 1891 года в Кракове, в Австро-Венгрии (нынешняя Польша), в еврейской семье.

Кислинг начал рисовать в раннем детстве, в 15 лет поступил в Академию изящных искусств в Кракове, где его педагогом был профессор Юзеф Панкевич. Панкевич был успешным польским художником, который много путешествовал по странам Европы, жил в Париже и испытал на себе влияние основных художественных течений того времени – импрессионизма, символизма, а впоследствии, кубизма и постимпрессинизма. Увидев в молодом художнике недюжинный талант, Панкевич без труда убедил Кислинга в том, что развить его можно только в наполненном атмосферой творчества Париже, который в то время был центром притяжения художников из разных стран.

С 1890-х годов художники, приезжающие в Париж, начали заселять общежитие на Монмартре, получившее название Bateau Lavoir, в котором сдавались маленькие ателье. (Бато-Лавуар) . Оно стало прибежищем фовистов и кубистов. С 1900-х годов здесь проживали Андре Дерен, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Хуан Грис, Кис ван Донген и другие художники.

2

Моисей Кислинг

В это же время растет поток художников-эмигрантов еврейского происхождения из Центральной и особенно Восточной Европы, которые стремились уйти от влияния древней культурной традиции, запрещавшей изображение человека. В 1904 году из Польши приезжают Леопольд Готтлиб и Евгений Зак, в 1905 году – из Германии болгарский художник Жюль Паскин, в 1906 году из Италии перебирается Амедео Модильяни, в 1911 году – из России Марк Шагал, из Литвы приехали и другие выходцы из Белоруссии – в том же 1911 году Михаил Кикоин и Пинхус Кремень, а в 1913 году – Хаим Сутин. В том же 1913 году в Париж приехал Цугухару Фуджита.

Вот в таком окружении оказался Моисей Кислинг, отправившийся в Париж в 1910 году с рекомендательным письмом Юзефа Панкевича к своему другу известному еврейскому писателю Шолому Ашу, которому удалось помочь юноше. Он сумел найти ему русского покровителя, который обеспечил молодому таланту финансовую поддержку сроком на 1 год. Ежемесячная стипендия составляла 150 франков.

Восточно-европеские художники-эмигранты начали заселять новое общежитие в бывшем павильоне вин Бордо со Всемирной выставки 1900 года, перенесенном на юго-западную окраину Парижа. Это здание, сконструированное Гюставом Эйфелем, было прозвано La Ruche («Ульем») за форму своих окон. Условия для жизни в обоих общежития были более чем суровыми, но, тем не менее, не было риска быть выселенным за неуплату, и была гарантирована тарелка супа бесплатно в «столовой» художницы Марии Васильевой. А главное, художники много общались, устраивали совместные выставки, обсуждали особенности нового художественного языка. Творческий поиск продолжался в направлениях, открытых Полем Гогеном, Винсентом Ван Гогом, Полем Сезанном, Анри Матиссом, Пабло Пикассо. 

М. Жакоб, с которым Кислинг подружился, ввел его в круг молодых французских художников и писателей. После недолгого увлечения П. Сезанном (пейзажи, натюрморты), что сказалось на характерной для Кислинга любви к подчеркнутой цветом рельефности изображений, перешел к поискам индивидуальной манеры письма, аналогичным исканиям П. Пикассо «голубого периода. Известным художественным центром за пределами Парижа был город Сере (Céret) в Пиренеях, в котором в 1905 году работали Анри Матисс и Андре Дерен, и где в результате зародился фовизм. Матисс периодически продолжал здесь работать в 1906-1914 годах и приглашал своих друзей. В течение 30-ти лет в этот город приезжали работать многие художники и скульпторы, создавшие здесь выдающиеся произведения. В 1950 году в городе был открыт прекрасный 
музей современного искусства. Хаим Сутин запечатлел городской пейзаж в гениальной работе «Вид на Сере, старый город», 1919, экспонируемой в музее.

Летом 1911 года Пикассо вместе с Браком отправился в Сере работать над основными аналитическими трудами по теории кубизма. Он арендовал первый этаж большого особняка с парком и пригласил своих друзей приехать поработать в просторной мастерской. В «мекку кубизма», по словам Андре Сальмона, приехали Хуан Грис, Огюст Эрбен и Макс Жакоб. Отправился туда и юный Моисей Кислинг. Он провел там около года. Он много общался с другом Пикассо скульптором Маноло Хуго (Manolo Hugué), у которого был дом в Сере.

По возвращении Кислинг решил обосноваться на Монпарнасе. Он снял студию на улице Joseph Bara, 3, в которой и прожил 27 лет. Недалеко от него жили Жюль Паскин и Амедео Модильяни, который переселился из Бато-Лавуар. На Монпарнасе не было такого общежития как Улей или Бато-Лавуар, художники снимали ателье в разных домах и на разных улицах, поэтому вся художественная жизнь кипела в кафе и на бульварах.

kisling03

Кислинг с гордостью демонстрирует раны после дуэли.

Кислинг, по словам современника, был «осью, вокруг которой крутилось все на Монмартре». 

Его артистизм проявлялся во всем. Широко известна дуэль Кислинга с его товарищем польским художником Готтлибом, состоявшаяся 12 июня 1914 года, в которой, разумеется, решался вопрос чести. Секундантом Готтлиба был мексиканский художник Диего Ривера. Дуэль происходила на окраине города при большом скоплении народа, не исключая и репортеров. Дуэль прекратилась только после первой крови, оба дуэлянта получили легкие ранения. Снимки и репортажи о дуэли были напечатаны во многих газетах и журналах.

Он подружился с приехавшим из Италии двадцатидвухлетним Амадео Модильяни, с которым до 1920-го года делил студию. Темпераментный, уже познавший "прелести" опьянения вином и наркотиками блестящий Моди (как звали его друзья), получал от матери ежемесячно 200 франков, на которые мог бы спокойно жить и творить. Однако просаживал деньги в несколько дней на алкоголь и гашиш.  Моисей ехидствовал по этому поводу:"Когда получаешь на жизнь двести франков в месяц, но сто девяносто из них тратишь на выпивку и наркотики, непременно окажешься в нищете!"

С началом Первой мировой войны все изменилось. Художников-французов мобилизовали в армию, эмигранты добровольцами уходили на фронт, уезжали домой или отправлялись в нейтральные страны. Те, кто остался в Париже, перебрались с Монмартра на Монпарнас.

Моисей Кислинг записался в Иностранный легион и добровольцем отправился на фронт. 11 мая 1915 года в битве при Сомме он был тяжело ранен. За проявленное в боях мужество Моисей Кислинг получил французское гражданство. На этом война для него закончилась.

В середине войны художественная жизнь была на удивление активной. Модильяни не взяли на фронт по состоянию здоровья, Пикассо оставался на Монпарнасе, Фуджита, уехавший в Англию, а затем в Испанию, вместе с другими художниками-эмигрантами вернулся в Париж. Все они принимали участие, так же как и Сутин, в работах на трудовом фронте. Выставки организовывались в кафе, модных магазинах, мастерских. В ноябре 1916 года удалось организовать выставку французских художников в Осло – 94 картины решено было отправить на маленьком корабле из Руана. Кислинг активно участвовал в этих выставках.



                                                         Кислинг  и Пикассо, 1917.
  

Весной 1916 года Кислинг познакомился с Рене-Жан Грос (Renée Gros), студенткой Академии искусств Рансона и влюбился в неё.  12 августа 1917 года состоялась их свадьба, которую в течение трех дней отмечал весь Монпарнас, переходя из кафе в публичные дома, оттуда в мастерскую Кислинга, где веселая компания отплясывала под модный тогда патефон. 

kisling04

Рене, Габи Леспинас и Кислинг в Сан-Тропе, 1917.

Макс Жакоб умело подражал кафешантанным звездам. Модильяни раззавидовался и решил тоже поразить гостей. Он задумал изобразить призрак Макбета и для этого завернулся в простыню, сорванную с брачного ложа… Взбешенная Рене-Жан бросилась к нему, чтобы отобрать единственный и главный «элемент приданого». Модильяни выгнали вон со свадьбы!

В послевоенные годы не только активно организовывались выставки, но оживился и художественный рынок. В ноябре 1919 года с большим успехом прошла выставка Кислинга в галерее Дрюэ. В 1923 году в Париж приехал известный американский коллекционер Альберт Барнс, который высоко оценил самобытность художников Монпарнаса, особенно сильное впечатление на него произвели работы Сутина. Он увез с собой большое количество картин, в том числе, и Кислинга, а художники получили признание крупнейшего коллекционера французской живописи, создавшего музей при образовательном фонде 
Барнса.

Кислинг становится известным, хорошо продаваемым художником. Он всегда много работал. В отличие от других художников, его рабочий день был жестко регламентирован – начинался в 9 утра, когда приходили позировать модели, прерывался на обед, который совместно с друзьями проходил в Ротонде, Доме или Куполе, затем снова работе, вечером снова встречи с друзьями, теперь во время ужина. Для нескольких картин ему позировала известная модель Кики, которая с трудом соблюдала строгий распорядок дня Кислинга. Для нее всегда делалось исключение – ведь их связывали скорее дружеские, чем деловые отношения.

kisling05

Кислинг сидит на тротуаре перед Ротондой, после трехдневного празднования своей свадьбы.

В книге Кристиан Паризо "Модильяни" мы читаем следующее об отношениях Модильяни и Кислинга: "Модильяни работает быстрее, чем Кислинг, который больше печется об отделке своих работ, но по части мировидения они очень близки друг другу. Жан Кислинг, маленький сын Рене и Моисея, видел, как друзья-живописцы вдвоем трудились над одними и теми же холстами, пользовались одними красками, помнил, как их руки скрещивались на фоне полотна, где мало-помалу проступало изображение. Да и автопортрет его отца рядом с матерью, по мнению Жана, можно было бы принять за работу Модильяни, подписанную Кислингом. По поводу большой картины Амедео – лежащей ню, изображающей Селину Хауард, жену американского скульптора Сесила Хауарда, Жан вспоминает, что она создавалась в мастерской Кислинга в 1918 году. Молодая женщина, которая позировала также Дерену и Кислингу, провела эти три сеанса под неусыпным надзором своего ревнивого мужа, которого, правда, немного успокаивало присутствие Рене Кислинг. В этой картине, исполненной одухотворенной пластичности, Амедео воздал должное красоте и грации модели. И если ню кисти Моисея выигрывают по части изящества и чувственности, то у Модильяни они живее и дерзновеннее."  Выработанный друзьями лирический экспрессионизм в творчестве Кислинга отличался меньшей обобщенностью образа, а позднее, под влиянием неоэнгризма (аналогичен течению 1920-х гг. «новая вещественность» в немецкой живописи) в значительной мере утратил характерные черты стиля, перерождаясь порой в утрированный натурализм.
Так случилось, что именно Кислингу  пришлось заниматься организацией похорон Амедео, умершего 24 января 1920 года в результате воспаления легких. С помощью Конрада Мориканда он снял посмертную маску Моди.
Когда же исчез Паскин, и его любовница Люси Крог (Lucy Krogh) решила взломать дверь его студии, с ней была ее подруга Шарлотт Гардель, слесарь и, можно не сомневаться, Кислинг, который и вынимал своего друга из петли. Это произошло 5 июня 1930 года.

В послевоенные годы было модно проводить костюмированные балы. Цель их была благотворительная, полученные за вход средства (15 франков с человека) передавались нуждающимся художникам. Кислинг часто помогал организаторам, бывал даже барменом бала, заявленным в афише. Когда он стал более обеспеченным, он устраивал по средам обеды в своей мастерской, куда приглашал художников, писателей, актеров, музыкантов, политиков, юристов.

Когда началась Вторая мировая война, Кислинг снова идет добровольцем на фронт. Франция противостояла гитлеровской Германии в течение 6 недель, и после капитуляции Франции польский еврей Кислинг с семьей вынужден был покинуть свою вторую родину. Он отправился в США. В Нью-Йорке и Вашингтоне успешно прошли его выставки. Он работает как портретист, получает много заказов.  В парных и однофигурных композициях Кислинга (ню, портреты) преобладает настроение меланхолической созерцательности: лица с ушедшим в себя взглядом, непомерно расширенные глаза, безвольно опадающие линии удлиненных тел, как бы подернутые дымкой контрасты цвета. Творчество Кислинга, в котором главную роль играло созвучие между настроением художника и его моделей, связано с экспрессионистической тенденцией в искусстве мастеров парижской школы. Но если у его товарищей, как, например, у Сутина, черты экспрессионизма проявлялись в почти гротесковой заостренности образов, то у Кислинга они обретают лирическую, поэтическую трактовку. Его склонность к определенной идеализации модели впоследствии помогла ему упрочиться в роли модного портретиста, писавшего светских дам и актрис. 

Кислинг обосновался и до 1946 года прожил в Калифорнии.

                                                                                                                                   kisling6
После окончания войны Кислинг возвращается во Францию, в городок Санари-сюр-Мер в Провансе, в который он впервые приехал еще в 1913 году. С этого времени он постоянно приезжал сюда работать. 
В 1920-е годы в Санари-сюр-Мер регулярно бывала Рене с сыновьями Ги и Жаном, а в 1932 году Моисей и Рене построили тут прекрасный дом “La Baie” с мастерской с видом на Бандольский залив. Дизайном этого дома занималась Рене, и он действительно стал родным домом для их семьи.

Здесь Моисей Кислинг скончался 29 апреля 1953 года. Его именем названа улица, где он жил. В этом доме продолжает жить старший из сыновей – Ги. Младший, Жан, проживает в Париже. Он посвятил свою жизнь изучению творчества отца – издал каталог резонэ и написал биографию Моисея Кислинга.

Самое большое собрание картин Кислинга находится в Женеве, в музее Малого дворца (Musée du Petit Palais).


Посмотрите на подборку прекрасных картин художника!



Но, давайте вернёмся к нашему портрету молодой женщины. Неизвестно, кто позировал художнику. Это, скорее всего, не была Алис Прин, знаменитая "Кики де Монпарнас" - муза и модель многих парижских художников. Есть несколько её прекрасных портретов и у Кислинга, но на всех картинах, на которых художник изобразил её, она указана как модель. А кем была красотка в зелёном свитере, мы, скорее всего,  так и не узнаем. 
Но, безусловно, она была не менее хороша,чем Кики.



Вот так притягательный взгляд нереально огромных глаз с портрета позволил мне познакомиться с неизвестным мне прежде прекрасным художником!
И, кстати, если у вас есть несколько десятков тысяч лишних евро, то девушка в зелёном свитере может навсегда поселиться  в вашем доме!

И на десерт - загадка. Но она - в следующем посте, так как в этот уже не помещается. :)


В подготовке этого поста были использованы и процитированы материалы из следующих источников:

http://modernartconsulting.ru/2011/03/kisling/
http://alltxt.org.ua/read.php?id=6065&page=1
http://www.litmir.net/bd/?b=134155
М Кристиан Паризо «Модильяни пер. с французского И. Васюченко, Г. Зингера ">Москва «Текст» 2008

http://www.eleven.co.il/article/12102
http://www.penza.com.ru/~rubtsov/peoples/kisling.htm

Tags: Израиль, искусство
Subscribe

  • Лиза Штрамбранд - сольный концерт

    Друзья мои! Октябрь у нас выдался урожайным на прекрасные творческие встречи. Вот и 24-го октября состоится концерт, который просто нельзя…

  • Леонтьеву - 65

    День рождения был вчера у Валерия Яковлевича. Люблю его и за дивный голос, и за то, что очень умён.

  • Лиза Штрамбранд

    После концерта, на котором побывала в субботу, не могу наслушаться. Она - открытие для меня. Хотя знающие люди знают уже давно. :) Колечко. Стихи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Лиза Штрамбранд - сольный концерт

    Друзья мои! Октябрь у нас выдался урожайным на прекрасные творческие встречи. Вот и 24-го октября состоится концерт, который просто нельзя…

  • Леонтьеву - 65

    День рождения был вчера у Валерия Яковлевича. Люблю его и за дивный голос, и за то, что очень умён.

  • Лиза Штрамбранд

    После концерта, на котором побывала в субботу, не могу наслушаться. Она - открытие для меня. Хотя знающие люди знают уже давно. :) Колечко. Стихи…